Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Сретенский сон с широко открытыми глазами Платон — философ, едва избежавший участи раба Истина или точка зрения? Who is mister Reagan? Чем темнее храм, тем больше в нем света


Статьи, видео - СКВОТТИНГ: как появился, каким бывает и почему снова актуален сейчас»




Сквоттинг — одно из самых важных и интересных социальных движений второй половины XX века, оказавшее существенное влияние на политику, культуру, урбанизацию, идеи антиглобализма и автономизма.

Сквоттинг — одно из самых важных и интересных социальных движений второй половины XX века, оказавшее существенное влияние на политику, культуру, урбанизацию, идеи антиглобализма и автономизма.

Ниже - гид по истории, типологии и формам сквоттинга — возможно, самого свободолюбивого культурного феномена.

******************

История и предпосылки сквоттерства

История и предпосылки сквоттерства

Идейными предшественниками современных сквоттеров многие считают диггеров — сообщества крестьян, возникшие в эпоху буржуазной революции в Англии и критиковавшие идею частной собственности на землю и её эксплуатацию властью. Они считали, что частная земля есть результат её незаконного захвата, и призывали своих приверженцев возделывать незанятые угодья на коллективных началах. 

В XX веке сквоттинг становится в большей степени индустриальным феноменом — незаконные захваты пустующих зданий и формирование коммун происходят уже в крупных промышленных городах. Особенно массовым это явление становится в послевоенное время, когда для большого количества людей обостряется жилищная проблема: в Англии и других странах Европы вернувшиеся домой солдаты вынуждены были занимать бараки и пустующие здания, поскольку большое количество жилых помещений было уничтожено.

свот
МОЛНИЯ В КРУГЕ -- Графический символ сквоттеров — молния, пронзающая круг

Это — вынужденная или стихийная форма сквоттинга, которой занимались беженцы, лишенцы, бездомные или другие малоимущие слои населения. В эпоху расцвета хиппи, студенческих волнений и зарождения феномена контркультуры сквоттерство получило совсем новую форму — политизированную, которую реализует молодёжь радикально левых взглядов. Теперь захваченные здания и территории начинают использовать не только для реализации жилищной стратегии, но и для создания в них автономного социокультурного пространства. 

Вторая половина 1960-х годов для западного общества становится временем важнейших социальных сдвигов и трансформаций общественного сознания. Кризис доверия к органам государственной власти и политическим партиям, милитаризация государств и гонка вооружений, загрязнение окружающей среды приводят к тому, что всё больше молодых людей объединяются под флагом новой левой идеологии. В США и развитых капиталистических странах Европы проходят массовые студенческие волнения, зарождается новая формация протестных групп и новых социальных движений — феминистского, антивоенного, движения за права сексуальных меньшинств и гражданские права. Импульс получает развитие автономизма, в среде которого как явление окончательно оформляется сквоттинг.

12

13

В 1960–1970-х годах появилось огромное количество сквотов и контркультурных коммун в мегаполисах США и Западной Европы. В Париже, Брюсселе, Берлине, Барселоне, Амстердаме, Лондоне и других городах тысячи людей незаконно занимали помещения бывших фабрик, промзоны, заброшенные склады, старые казармы, разрушенные церкви и особняки. Так появились легендарные миланский Леонкавалло, копенгагенская Христиания, лондонский Рампарт, чуть позже берлинские Тахелес и Кёпи.

Для нового поколения сквоттеров захват и проживание в пустующих полуразрушенных зданиях был формой идеологического отчуждения и антикапиталистической борьбы. Они не хотели быть включёнными в общество и реализовывать его модели потребления, наоборот — стремились создать автономное самоуправляемое пространство, часто являющееся одновременно жильём, социальным и художественным центром. 

Сквоттерское движение всегда было очень разнообразно по своему составу и своей идеологии. Оно включало в себя представителей многих субкультур и контркультур: хиппи, панков, революционно настроенных студентов, художников, музыкантов, творческую молодёжь, андеграунд, городских активистов, антиглобалистов, — но всех их объединяла декларируемая оппозиция господствующей культуре и государству.

Сквоттерское движение всегда было очень разнообразно по своему составу и своей идеологии.

Типология

Типология

Голландский социолог Ханс Прёйт выделяет пять типов сквоттинга. Впрочем, эти дефиниции не строгие, поскольку различные формы сквоттинга могут пересекаться между собой.


► Вынужденный 

 Её реализуют в основном рабочий класс, бездомные, лишенцы, иммигранты и неимущие слои населения, причём при частой поддержке идеологических сквоттеров и активистов. Такой сквоттинг фокусируется не на каких-то структурных преобразованиях, а исключительно на помощи нуждающимся и может быть формой гуманитарного, социального и религиозного активизма. Требования сквоттеров в таком случае не выходят за рамки предоставления им места жительства либо попадания в списки на получение жилья. 

► Как альтернативная независимая жилищная стратегия 

Такая форма сквоттинга может быть привлекательна для людей, которые хотят жить в группе, или радикальных DIY-энтузиастов, готовых создать собственное жилое пространство вместо того, чтобы вкалывать для оплаты квартирной ренты. В отличие от вынужденных сквоттеров, они не презентуют себя как аутсайдеров, а наоборот, гордятся своей самостоятельностью, к тому же, как правило, это представители среднего класса, не испытывающие нужды в жилье. Кроме того, такой сквоттинг предлагает возможность примкнуть к определённому лайфстайлу. Так панки могут подселиться к панкам, феминистки могут образовать женскую коммуну и так далее.

► Как социально-культурный центр  

Сквот, на базе которого формируется какой-то культурный центр. Это может быть бар, воркшоп-зона, ресторан, арт-галерея, веломастерская, духовный центр и т. д. Здания в этом случае сквотируются для того, чтобы избежать бюрократических разборок и серьёзных финансовых вложений, а сами сквоттеры никак не противодействуют властям. Многие из таких сквотов со временем получают легальный статус. Так, благодаря сквоттерам в 1967 году возник один из главных амстердамских ночных клубов Paradiso, культурный центр Forte Prenestino в Риме и миланский Леонкавалло — одна из важных достопримечательностей города, где проводятся сегодня театральные постановки, джазовые концерты и выставки. По той же схеме в Амстердаме возникли действующие сегодня бар Molli Chaoot, анархистский книжный магазин Het Fort van Sjakoo и крафтовая пивоварня Brouwerij 't IJ, владельцы которой когда-то начали варить пиво в засквоттированном здании на берегу канала. 

► Консервационный 

В этом случае незаконный захват используется как тактика по противодействию властям или собственникам по сносу зданий (а иногда и целых кварталов) или их нерациональному использованию. Так, в 2000 году в Нидерландах группа активистов захватила военный форт Pannerden, препятствуя его перестройке в отель. На территории форта скоттеры организовали музей, рабочие места для художников и регулярные экскурсии для посетителей. Собственниками неоднократно предпринимались попытки их выселения, один раз даже с участием военных частей, но активисты каждый раз возвращались и в итоге добились своего: с ними было заключено соглашение об участии в реконструкции и дальнейшем управлении территорией форта. 

► Политический 

Сквоттинг в таком случае выступает платформой (и достаточно удобной) для тех, кто занимается антисистемной политикой и идентифицирует себя с революционными идеями. Такие сквоттеры борются не за свои или чьи-то права, а исключительно против системы и нередко состоят в оппозиции к представителям других форм сквоттеров.

справочник

Сквоты в СССР и России

сквоты в ссср

Первые сквоты в СССР начали появляться в перестройку в крупных мегаполисах — городская инфраструктура разваливалась, а у властей не было ресурсов следить за нежилыми, заброшенными и старыми зданиями. В отличие от Запада, советское сквоттерское движение не было политически активно и в основном занималось творческой деятельностью. Пустующие здания использовали как мастерские художники-радикалы, музыканты и прочие деятели альтернативного искусства. 

В Москве одним из первых был двухэтажный сквот «Детский сад», организованный молодыми художниками в пустующем старинном здании детского сада на Китай-городе в 1984 году и просуществовавший до 1986-го. Сюда заглядывали деятели андеграундного кино братья Алейниковы и Евгений Юфит, тусовались музыканты и концептуалисты, захаживали иностранные журналисты. 

Самозахвата здания не было — детский сад принадлежал управлению Минздрава, а художники числились сторожами, что не мешало им проводить музыкальные перформансы и выставки. После статьи в парижском издании о московском культурном андеграунде сквот прикрыли. Чуть позже появился сквот на Фурманном, где базировались художественные мастерские, галерея в Трёхпрудном переулке под предводительством Тер-Оганьяна и легендарная арт-коммуна «Заповедник искусств» на Петровском бульваре, организованная Александром Петлюрой, — один из самых больших сквотов в столице. 

Эпоха была недолгой: в 1990-x власти начали обратно прибирать к рукам ценное городское имущество. Творческие коммуны и сквоты отнимали и сносили, либо они мутировали в творческие центры и теряли связь с андеграундом.

своты_россия

Сквоттинг сегодня

Сквоттинг сегодня

Сегодня, несмотря на упадок контркультуры и повсеместную джентрификацию, причиной которой сквоттинг во многом и является, он по-прежнему довольно широко распространён в Европе.

По-прежнему ведётся и активная борьба со сквоттерами со стороны властей и криминализация их в глазах общественности. Так, в Нидерландах с октября 2010 года сквоттинг официально признан незаконной деятельностью, за которую полагается штраф и тюремное заключение. В Великобритании сквоттеры тоже находятся на нелегальном положении. Но и там, и в других европейских странах полумаргинальные элементы, левацкая молодёжь и городские активисты регулярно занимают пустые дома, доставляя властям проблемы. Причём занимают их, не просто отгораживаясь от общества обветшалыми стенами фабричных зданий, но и активно влияя на городское развитие, культурную повестку, локальную и иногда даже национальную и интернациональную политику. Примером последнего можно считать оккупацию лондонскими сквоттерами особняка сына Каддафи в 2011 году с требованиями вернуть дорогостоящее имущество и недвижимость, принадлежащую родственникам диктатора, народу Ливии.

В 2015-м скоттеры никуда не деваются и регулярно появляются в новостях: занимают в Сохо бар, оккупируют парк в Марселе, организовывают социальные центры, проводят межнациональные форумы и фестивали.

200

300

50 лет назад сквоттинг появился на волне массовых протестных настроений и тектонических социальных сдвигов. Новый, 2015 год обещает нам экономический кризис, увеличение количества точек геополитической напряжённости и протестной активности, рост дистанции между богатыми и бедными и дальнейшее погружение в глобальный хаос — тоже, в общем-то, отличная среда для реализации сквоттерской утопии. 

Известные современные сквоты

Известные современные сквоты

Христиания

Христиания

Христиания, расположенная в центре Копенгагена, — частично самоуправляемая хиппи-коммуна со своими законами, флагом и валютой.

Появилась в 1971 году, когда местные хиппи самовольно заняли военные бараки, принадлежащие городу. Вслед за ними в пустующие здания перебрались анархисты, творческая молодёжь, сквоттеры, наркоманы и другие оторванные или вытесненные из социума элементы. Власть долгое время не обращала на них внимания, и легальный статус разросшейся коммуны не был определён, пока один из главных идеологов Христиании, анархист Якоб Лудвигсен, не провозгласил её свободным городом. 

а1

Тут ещё проблемы с продажей наркотиков, на которые власть не могла закрывать глаза, — у коммуны начались проблемы. Казармы неоднократно пытались избавить от нелегальных поселенцев, в ход шли чистки, рейды полицейских, аресты сквоттеров, правовое давление. 

В 2011 году Христиания всё-таки добилась полуавтономного статуса — её граждане (их насчитывается порядка 1000 человек) выкупили у Копенгагена часть земли и теперь платят муниципалитету за коммунальные расходы, свет и воду.

Экономика коммуны самодостаточна и не зависит ни от города, ни от национальных дотаций. Главным источником доходов остаётся продажа лёгких наркотиков и туризм. Кроме того, на территории Христиании функционируют кафе, мастерские, арт-студии, клубы и другие привычные для любого города институции, на которых также зарабатывают местные жители.

Башня Давида

Башня Давида

Небоскрёб миллионера Давида Бриллембурга должен был стать одним из главных финансовых центров Каракаса, но смерть инвестора и последовавший за ним банковский кризис в Венесуэле превратили его в вертикальные трущобы высотой под 50 этажей и один из самых известных скотов в мире. Известности ему прибавил сериал «Родина», в котором башни показаны как прибежище асоциальных и криминальных элементов. Что есть не совсем правда: тут проводились полицейские облавы и совершались преступления (куда без этого в одном из самых криминогенных городов мира), но в целом жизнь куда лучше и безопасней, чем в спальных районах.

башня_давида

Во многом это была образцовая коммуна: жители башен ходили на службу, здесь работали магазины, спортивные площадки и залы, салоны красоты. У жителей были организованы дежурства по уборке, система безопасности, регулярные встречи для решения текущих проблем. Летом прошлого года правительство Венесуэлы начало переселять жителей башен — ими заинтересовались китайские инвесторы. Здание опустело.

Берлинский Кёпи

Берлинский Кёпи

Самый главный (учитывая, что не менее легендарный сквот Тахелес два года назад закрыли) из берлинских сквотов, Кёпи, в этом году отмечает своё 25-летие. Сквотом здание стало после падения стены и массового переезда восточных немцев в Западный Берлин. 

Опустевший дом собирались снести, но его вовремя оккупировали сквоттеры. 

Опустевший дом собирались снести, но его вовремя оккупировали сквоттеры.

В итоге всё это вылилось в четвертьвековую историю борьбы автономов и власти: жители и постояльцы Кёпи не единожды отбивали его у девелоперов и боролись с желанием хозяев продать его. И до сих пор успешно.

Сегодня это культурный центр в полулегальном статусе — в мрачноватом здании, исписанном сверху донизу граффити, проходят концерты, вечеринки, выставки и прочая субкультурная активность.

-------------------------------------------------------
* - http://www.furfur.me/furfur/
culture/culture/179301-squat
* - http://lukaround.com/?p=193
* - https://bigpicture.ru/?p=507491


19.03.2024




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss