Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Сретенский сон с широко открытыми глазами Платон — философ, едва избежавший участи раба Истина или точка зрения? Who is mister Reagan? Чем темнее храм, тем больше в нем света


О вечном: - Зачем и как поститься ребенку (ч.3)»

Растущий детский организм нуждается в пище. «Слава Богу,— говорят родители о своем ребенке, — что он хорошо ест. Зачем эти ограничения по дням и периодам? Зачем лишать ребенка того, что он хорошо кушает? Да и зачем детям вообще поститься? Пусть взрослые грешники постятся…»

Растущий детский организм нуждается в пище

**********************

Зачем? Да затем же, затем и взрослым. Детям, как и взрослым, надо учиться плоть подчинять духу. Как и взрослым, через воздержание в пище надо учиться воздержанию от всякого зла. Так же надо возрастать в послушании Церкви. Хочется повторить, что пост не истязание и не наказание, а подспорье в борьбе со страстями.

Детей называют ангелами. И в самом деле, что может быть лучше, чем чистое неиспорченное дитя, простодушное и доверчивое, послушное и любящее!.. Но все ли и всегда ли дети такие?

Разве мы не видим порой, как младенец, требуя исполнения своего желания вопреки родительской воле, кричит и визжит, бросается на пол и колотит ногами? Или с каким недобрым, злорадно-любопытным выражением лица он таскает маму за волосы? Или как дети постарше мучают животных? Иным из них знакомо и воровство, и нечистые мечтания, и зависть. Многим и многим очень хорошо знакома ложь…

Конечно, по сравнению со взрослыми, дети ближе к миру ангельскому — хотя бы тем, что страсти в них еще не укоренились, не стали «второй натурой». Но ни один ребенок не свободен от греха, причем с первых дней своей жизни: так дает себя знать первородный грех, передающийся через зачатие и рождение от родителей к детям. 

Поэтому духовная польза поста для ребенка несомненна.

польза поста для ребенка

Кроме того, постных дней в году больше, чем скоромных. И разве не жаль, что семья, которая должна быть единым целым, разделяется на постящихся и непостящихся? Впрочем, большинство православных семей решает проблему детского поста очень просто: постятся взрослые — постятся с ними и дети, с самого раннего возраста (конечно, с некоторыми послаблениями). 

Дети, приученные к посильному посту с младенчества, не выражают протеста против его правил.

Цель поста вернее будет достигнута, если ребенок не только заменит один вид пищи другим, но и ограничит себя в излишествах и развлечениях: например, откажется в соответствующие дни от лакомств, от баловства, от слишком шумных игр, от смотрения телевизора.

Какие же именно страсти и злые навыки помогает ребенку преодолеть христианский пост?

Чревоугодие

Чревоугодие

Говоря о грехе чревоугодия, мы втайне думаем обычно, что у нас есть грехи и посерьезнее: какое там чревоугодие! А уж к детям-то, как нам кажется, этот грех вообще не имеет отношения. 

Чревоугодие ассоциируется у нас с ломящимися столами, огромными раздувшимися животами, с какими-то толстяками и великанами, похожими на героев Рабле. 

Наши хилые и бледные дети совсем на них не похожи.

Это потому, что большинство людей знают только один вид чревоугодия — обжорство (или, по-церковному, объядение). Между тем страсть чревоугодия сложна и многовидна. Она может проявляться в виде тайноядения: это когда, помимо общей трапезы, ребенок или взрослый имеет дурную привычку «хватать куски» (то печеньице, то бутербродик, то кусочек торта, то пряничек) и съедать их без молитвы, наедине. А еще бывает рано- или поздноядение: первое — когда, потакая чреву, едят в воскресные и праздничные дни рано утром, до окончания литургии; второе — вкушение пищи после общего ужина и даже после вечерних молитв, иногда ночью. Есть еще такой вид чревоугодия — лакомство (в аскетике его называют гортанобесием): оно заключается в прихотливости к пище, желании дорогой, изысканной — особо вкусной пищи. 

«Чревоугодие есть изобретатель приправ», — сказано в «Лествице».

Все это (и не только это) святые отцы считают проявлениями чревоугодия. И объясняют, что именно объединяет столь разные явления.

Всякое чревоугодие — это еда (или питие) не по телесной потребности, а по угождению чреву. А как отличить одно от другого? Откуда человеку знать, почему его так и тянет к столу или к холодильнику? Почему не хочется выходить из-за стола: то ли это действует телесная потребность, то ли он грешит чревоугодием?

В святоотеческой литературе высказывается одно наблюдение: как правило, при чревоугодии не тело, а душа желает телесной пищи, потому что ей скучно, тоскливо без еды, потому что она только от насыщения чрева может получать радость. Именно в этом смысле следует понимать слова преп.Иоанна Лествичника о чревоугодии как «притворстве чрева», которое, будучи наполнено и расседаясь от излишества, взывает: алчу»…

Чревоугодие3

Святые отцы дают такой способ определения границы между истинной (законной) телесной потребностью и чревоугодием: телесная потребность узнается по чувству голода, когда вкушающий не разбирается: «вкусно — невкусно, или не очень вкусно» или: «этого хочу — этого не хочу», «это хочу — это съел бы»… А угождение чреву — это либо превышение нужного телу количества пищи (когда едят без чувства голода, уже насытившись), либо услаждение вкуса (тоже еда без чувства голода, с желанием испытать наслаждение от самого вкусового ощущения).

Увы, приходится сознаться, что мы не только почти все поголовно виновны в смертном грехе чревоугодия, но и невольно вовлекаем в него детей.

Получается, что мы хотим воспитать дитя здоровым, жизнерадостным и … развиваем в нем губительную страсть.

Каким образом это происходит?

Святитель Феофан Затворник 100 лет назад написал в одной книге:

Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник

«От детского питания многое зависит в последующем. Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище — два вида чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности».

Пища есть дар Божий, подаваемый нам, как говорится в молитве, во благовремении. Она не должна быть невкусной — нет, вкушать надо с удовольствием. Но вкус может развращаться.

Это происходит, когда, стремясь испытать вкусовое удовольствие все в большей степени, человек становится слишком разборчивым, привередливым в пище. К сожалению, это очень часто происходит с современными детьми. Их разборчивость, прихотливость — тревожный признак укореняющейся страсти.

Но не родители ли делают ребенка привередой? Всячески потакая его вкусу, лишь бы только вызвать аппетит. Вот как это происходит.

Любящее родительское сердце часто неспокойно, когда ребенок плохо ест. «Плохо ест» и «хорошо ест» — таковы главные характеристики здоровья ребенка. Что значит «плохо»? — Меньше, чем хотелось бы родителям, и без аппетита.

Отсюда так хорошо знакомая всем картина: малыш сидит за столом; мама или бабушка развлекает его игрушками или сказками и одновременно кормит.

бабушка развлекает его игрушками или сказками и одновременно кормит

Тот пытается увернуться от ложки, но иногда все же, увлекшись сказкой, автоматически открывает рот, куда вливается или кладется пища. Затем следуют приказания или уговоры: «Жуй… Глотай…» Тарелка постепенно опустошается, взрослые довольны, что ребенок хорошо покушал.

Видимо, ребенок, которого кормят таким образом, не голоден — в этом все дело. Не понимая этого и опасаясь оставить дитя без питания, родители изобретают все новые блюда, готовят что-нибудь особенное, чтобы заинтересовать ребенка — привлечь его к столу без чувства голода. Так и начинается чревоугодие.

Большинство родителей, чьи дети «плохо едят», сами того не замечая, изо дня в день перекармливают их. Что при этом происходит? Не просто снижение аппетита и плохая усваиваемость пищи. Весь огромный запас внутренних телесных сил тратится не на сопротивление болезням и воздействию внешних неблагоприятных факторов, а на расщепление чрезмерного количества вводимой в желудок пищи. При этом скорость насыщения детского организма теми или иными веществами сильно превышает скорость выведения продуктов распада. Они со временем накапливаются в таком количестве, что начинают отравлять организм.

Между тем существуют общие правила и нормы детского питания, которые соблюдаются, например, в детских и лечебных учреждениях. Это традиционное трех-четырехразовое питание в одно и то же время и в «научно» определенном объеме, при строгом запрете есть что-либо в промежутках между завтраком и обедом, обедом и полдником, полдником и ужином. Хорошо, если родители придерживаются таких правил. Но в любом случае они не должны кормить ребенка насильно. А объем пищи, которую ребенок может с пользой для организма (то есть, повинуясь чувству голода, а не из страха наказания) употребить за один раз, поможет им определить опыт и, конечно, совет детского врача.

Дисциплина питания

В Оптиной пустыни у «хибарки» старца Амвросия собралась толпа мирян: Батюшка отвечает на вопросы. Кто-то из толпы спросил: «Сколько раз в день надо есть?» 

Преп.Амвросий в ответ рассказал всем такую историю.

Преподобный АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
Преподобный АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ

Спасался в пустыни один старец. И пришла ему в голову мысль: сколько раз надо есть в день? Встретил он однажды мальчика и спрашивает его об этом, как он думает. Мальчик ответил: «Ну, захочется есть — поешь».

— А если еще захочется? — спросил старец.

— Ну, так еще поешь, — сказал мальчик.

— А если еще захочется? — спросил старец в третий раз.

— Разве ты осел? — спросил в свою очередь старца мальчик…

Стало быть, — добавил о.Амвросий, — надо есть в день два раза».

Такова была старинная православная традиция, определенная церковным уставом, — есть 2 раза в день: после окончания литургии (около часа дня) и вечером. Этому правилу следуют насельники православных монастырей. Его стараются придерживаться и многие православные миряне, особенно в периоды постов. Церковный устав требует соблюдения этого правила в воскресные и праздничные дни, даже если человек по какой-либо причине не был в храме на богослужении. Вместе со взрослыми в эти дни постятся до обеда и дети. Митрополит Макарий (Невский) замечает по поводу этой православной традиции (не завтракать в воскресные и праздничные дни): следуя ей, и дети «должны навыкать в соблюдении церковных обычаев. 

Цель этого — упорядочить волю человека», «приучить человека к самообладанию».

Но вообще-то мир давно привык к другому обычаю: есть три раза в день. Добавляется завтрак, с учетом того, что мирские люди в будние дни идут обычно не в церковь на богослужение, а на работу (часто требующую телесного или умственного напряжения) или на учебу. Впрочем, уже древние подвижники позволяли своим ученикам, при потребности тела и здоровья (а не по прихоти), вкушать пищу три раза в день. 

Так, преп.Варсонофий Великий говорит, обращаясь даже не к ребенку или трудящемуся мирянину, а к монаху-аскету:

преп.Варсонофий Великий
преп.Варсонофий Великий

«Давай телу столько, сколько ему нужно, и не получишь вреда, хотя бы ел и три раза в день».

Детям позволительно даже четырехразовое питание: между обедом и ужином для них добавляется легкая трапеза — полдник.

Но как редко соблюдается даже в православных семьях эта разумная упорядоченность и воздержность в пище! Чаще всего реальная картина такова: не три-четыре, а пять, шесть, семь раз допускаются тайноядения, всевозможные чаепития, «перекусы» и т.п.

Если говорить о детях, то здесь, помимо греховной привычки ублажать чрево, налицо и явный вред здоровью: перебивается чувство голода, происходит случайное и поспешное насыщение, которое мешает позже хорошо усвоить предложенную за трапезой пищу.

Святитель Феофан Затворник, рассуждая о дисциплине детского питания, советует родителям «от установленного порядка питания без нужды не отступать. Этим приучается дитя не всегда требовать пищи, как захочется есть, а ждать определенного часа… Где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как запросит есть, там до того расслабляют его, что после оно уже не иначе, как с болезнью, может отказаться от пищи».

Ничего хорошего нет в потакании прихотям ребенка, когда ему дается только то, что он любит. Вредно также приучать дитя к слишком вкусной и изысканной пище: она должна быть питательной, но простой. Наконец, как уже говорилось, нельзя заставлять ребенка есть насильно, без чувства голода. 

И очень хорошо, если он приучен сидеть за столом вместе с остальными членами семьи.

Семья за обедом
Художник Михаил Иванович Климентов (1889-1969). "Семья за обедом", 1932 г.

Современные родители могут не знать, что в быту старой русской семьи — как дворянской, так и крестьянской, — когда дети выходили из младенчества, и речи не было о каких-то отдельных трапезах для них. 

Общая семейная трапеза, за которой собиралась вся семья, имела великое объединяющее значение. Дети за такой трапезой получали основные навыки воспитания. Так, в дворянских семьях завтраки, обеды и ужины проходили в кругу семьи, всегда в определенные часы, никогда не опаздывали к столу, сидели за ним смирно и вежливо, не смея громко разговаривать, шалить, капризничать, отказываться от какого-нибудь блюда и требовать другого. 

Лакомства давались детям только за трапезой, на «сладкое», которого могли и лишать, в наказание за проступок…

В патриархальных крестьянских семьях, как известно, вся семья собиралась за столом вокруг общей чаши — каждый со своей ложкой. Темп еды определял глава семьи; он же первым начинал таскать мясо из щей; за ним это делали остальные, в том числе дети. Здесь, конечно, ребенок еще меньше мог привередничать, заявлять свое «хочу-не хочу», опаздывать, выходить из-за стола первым, до молитвы, отказываться от еды…

Поведение за трапезой и, вообще, дисциплина питания (включающая в себя отношение ребенка к пище как дару Божию) и сегодня остается очень важной частью семейного воспитания.

Воспитание воли

Воспитание воли

Значение поста состоит и в том, что он воспитывает волю ребенка: учит его побеждать нехорошие желания и дурные привычки.

Всем хорошо известно, что не каждое свое желание нам можно исполнить. Слово «нельзя» сопровождает нас всю жизнь. С первых лет мать одергивает ребенка: «Нельзя снимать панамку!» «Нельзя гладить кошку!» Сначала эти запреты связаны с охраной жизни и здоровья ребенка. Хочется зажигать спички? Нельзя. Хочется идти по проезжей части улицы? Нельзя. Хочется есть немытые фрукты? Нельзя. Хочется перед обедом развернуть конфетку? Нельзя.

Позже, когда дитя подрастет, «нельзя» становится связано и с понятием греха. Хочется взять чужое? Ударить сверстника? Подслушать, о чем говорят родители? Взять сигарету и закурить? Нельзя, нельзя, нельзя. Нельзя — даже если никто об этом не узнает и не накажет… Для того, чтобы противостоять этим и многим другим греховным желаниям, ребенок должен уметь управлять своей волей. А научиться этому он может, смиряя ее в том, что кажется порой мелочами. Прежде всего, в отношении к еде, которая занимает столь значительное место в нашей жизни.

Увидев ребенка, который в присутствии взрослых сам берет из коробки конфету или достает из холодильника яблоко, каждый отметит про себя, что воспитанием этого ребенка не занимаются и что родителям вскоре придется пожинать горькие плоды попущенного ими детского своеволия.

Святитель Феофан Затворник говорит, что дитя, не знающее отказа в пище и привыкшее в этом отношении руководствоваться только своими желаниями, «привыкает к своенравию», что, конечно, очень сильно осложнит его дальнейшую жизнь. 

Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник

«Дитя многожелательно; все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Потому родителям строго должно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения».

Легко ли родительскому сердцу устоять против детского «кушать хочу»? А ребенку еще труднее бывает отличить голод от прихоти, особенно если его перекармливали. Не спрашивать же его: «Ты на самом деле кушать хочешь или тебя беспокоит страсть чревоугодия?» Поэтому родители должны постараться твердо и неотступно следовать установленному режиму детского питания.

Малыш, привыкший есть не раньше определенного часа, ничего не получая между трапезами, научится терпеть и отказывать себе. Благодаря этому навыку позже он сможет противостоять и греховным пожеланиям, которые ему придется испытать в отроческие годы. Ребенка, ни в чем не получавшего отказа, выросшего своевольным, ждет в жизни много разочарований, страданий, нравственных падений.

**********************

В виду этой опасности очень важен пост. Сначала соблюдение среды и пятницы, затем длительные посты, временный отказ от каких-то видов пищи, от лакомств — это удивительно дисциплинирует ребенка, воспитывает его волю. Когда такой ребенок пойдет в школу, попадет в детский коллектив и неизбежно столкнется с греховными примерами, ему очень пригодится привитый постом добрый навык воздержания. Этот навык не даст ему переступить границу дозволенного и поможет сопротивляться злу вне и внутри себя.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

---------------------------------------------------------------
Текст:
* - https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/
biblioteka/articles/zachem-i-kak-postitsya-rebenku.html
© content.foto.google.com


19.03.2024




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss