Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Сретенский сон с широко открытыми глазами Платон — философ, едва избежавший участи раба Истина или точка зрения? Who is mister Reagan? Чем темнее храм, тем больше в нем света


О вечном: - Тайны ангельского мира»

Что нужно знать об ангелах и их иерархии
-------------------------------------------------------------------------

Слово «ангел» (греч. ἄγγελος) означает «вестник». Все мы много слышали и читали об ангелах, но, достаточно ли мы знаем об их иерархии, обязанностях, чинах и т.п.?

Слово «ангел» (греч. ἄγγελος) означает «вестник»

*******************

19 сентября Православная Церковь воспоминает чудо Архистратига Михаила в Хонех.

19 сентября Православная Церковь воспоминает чудо Архистратига Михаила в Хонех.

События этого праздника многим из нас хорошо известны, потому, пользуясь случаем, мне хотелось бы сосредоточиться на рассказе об ангельском мире в принципе. О Небесных Силах каждый из нас что-то знает, но, как правило, эти знания носят отрывочный характер. Поэтому давайте их соберем вместе, дабы иметь более или менее систематическое представление об ангельском мире.

Сказав о систематизации знаний, я немного погорячился, ведь на самом деле из Божественного Откровения, т.е. из Священного Писания, при обилии цитат, об ангелах нам известно не так уж и много. В семинарском курсе догматического богословия есть раздел посвященный Бесплотным Силам, однако же, его целью является не столько положительное раскрытие учения об ангелах, сколько стремление рассеять ложные представления о них.

Начнем с очевидных фактов, которые возможно кто-то не знал или подзабыл.

об ангелах и их иерархии

Само слово «ангел» (греч. ἄγγελος) означает «вестник», что указывает на исполняемое ими служение и, в определенной мере, на их природу. 

Интересно, что это наименование применяется не только в отношении Небесных Сил. Так, например, ангелом Священное Писание называет Моисея: «И воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и послал Ангела, и вывел нас из Египта» (Числ. 20, 16). 

Также у пророка Малахии можно встретить слова: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3, 1), – их Сам Иисус Христос относит к Иоанну Крестителю (Мф. 11, 10).

В Священном Писании, собственно об ангелах, есть достаточно много упоминаний, но опять же, здесь системно не раскрывается тайна их иерархии, распределение обязанностей, различие чинов и т.п.

Думаю, что двигаться далее стоит согласно классическим темам семинарского курса догматики. Начнем с творения ангелов. Как мы помним, в первой главе книги Бытия о них нет ни слова, но вот в других текстах – есть: 

«Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9, 6).

Вот и царь Давид также говорит о Небесных Силах: «Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» (Пс. 103, 4), и апостол Павел: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16). Есть и другие тексты, цитирование которых может занять немало места, поэтому, надеюсь, что основная посылка ясна.

Обратите внимание, что в приведенных словах нет упоминания о времени творения Бесплотного мира. Здесь нужно обратиться к мнению святоотеческому, которое имеет несколько вариантов решения поставленного вопроса.

Вариант первый

Первое, что, скорее всего, придет и нам на ум это мысль о том, что ангелы сотворены прежде мира материального.

Первое, что, скорее всего, придет и нам на ум это мысль о том, что ангелы сотворены прежде мира материального. Именно такой позиции придерживается и большинство святых отцов. Так, святитель Василий Великий, в своих знаменитых «Беседах на шестоднев» пишет: «Еще ранее бытия мира, было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей... Они-то наполняют собою сущность невидимого мира».

Похожие слова мы находим и у преподобного Иоанна Дамаскина: «Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную и после уже из той и другой сущности – человека». 

Дальнейшее цитирование, думаю, смысла не имеет. Стоит лишь упомянуть о том, что рассматриваемого мнения придерживались также святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, преподобный Анастасий Синаит и многие другие отцы.

Вариант второй

На время происхождения ангельского мира есть и другой, более редкий взгляд.

На время происхождения ангельского мира есть и другой, более редкий взгляд. 

Вот, к примеру, блаженный Феодорит Кирский полагал, что Бесплотные силы, как тварные сущности, нуждаются в пространстве, как форме своего существования, т.е. им же нужно где находиться? Поэтому ангелы были созданы вместе с пространством и временем. Подобных взглядов придерживался и блаженный Августин, полагавший, что Небесные силы были созданы в первый день, вместе со Светом. Именно поэтому их еще именуют «вторыми светами».

Задержимся немного на блаженном Августине, так как в своем сочинении «О граде Божием» он упоминает о древнем эволюционном, как бы необычно это ни звучало, взгляде на время происхождения ангелов. «Эволюционность» данного мнения строится на той идее, что творение мира происходило по мере усложнения, а так как Бесплотные силы более совершенны, чем человек, то и их создание произошло после человека. Однако же, при всей кажущейся логичности, эта теория противоречит Священному Писанию. В книге Иова, например, идет речь о том, что мир Бог создавал уже «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов. 38, 7).

Иерархия

Иерархия

Перейдем теперь, как мне кажется, к наиболее интересной теме и поговорим о количестве ангелов и их иерархии. Даниил ангельский мир исчисляет понятиями «тысячи тысяч» и «тьмы тем» (Дан. 7, 10), т.е. это некое максимальное значение, которое пророк мог себе представить. 

Более точную «математику» можно встретить у святителя Кирилла Иерусалимского, который свои рассуждения строит на знаменитой притче о девяносто девяти и одной овце: «Представь людей, начиная от Адама до сего дня: велико множество их, но оно еще мало, в сравнение с Ангелами, которых более. Их девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца».

«Сколько порядков наднебесных сущностей, каковы они и каким образом их иерархии осуществляются, точно знает, я утверждаю, только их Божественное Священноначалие, кроме того, и сами они знают собственные силы и озарения и свое священное и надмирное благочиние».

Таким образом, если мы сможем посчитать общее число людей от Адама и до последнего человека на земле, умножить это на 99, то и получим искомую цифру. Хотя, конечно же, дело это никому не нужное, самое главное, что мы понимаем, что ангелов намного больше, чем людей.

ангелов намного больше, чем людей

Если говорить об иерархии ангельского мира, то в Священном Писании можно встретить упоминание о девяти известных чинах, это суть:

– серафимы, херувимы, престолы (высшая триада);

– господства, силы, власти (средняя триада);

– начала, архангелы, ангелы (низшая триада).

Однако отметим, что представленная иерархическая лестница была создана не на библейских текстах, а на сочинениях, подписанных именем священномученика Дионисия Ареопагита (ученика апостола Павла), авторитет которых в византийской Церкви, был очень высок, ведь на него, впоследствии, ссылаются такие светочи как преподобные Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и святитель Григорий Палама.

Ангельский мир для нас по большому счету закрыт. Хотя о нем немало упоминаний, часть из которых были рассмотрены, но нам точно не известно, ограничивается ли Небесная иерархия упомянутыми чинами или есть еще какие-то. 

Напоследок обратимся к отмечаемому празднику и скажем, что Архистратиги, как духи наиболее приближенные к Богу вообще не входят в рассмотренную иерархию, хотя и среди низших чинов есть архангелы.

*******************

Думаю, на этом стоит нам и остановиться. Пусть ангельский мир остается для нас неразгаданной тайной, которая откроется в Восьмом Дне.

Собор Архистратига Михаила
Собор Архистратига Михаила

-------------------------------------------------------------
Протоиерей Владимир Долгих
* - https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/
74568-tajny-angelyskogo-mira-ili-chto-
nuzhno-znaty-ob-angelah-i-ih-ijerarkhii
© content.foto.google.com


19.03.2024




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss