rss


Иезуиты в России и в мире
Святой Иов Многострадальный Как жил рабочий до революции Грузинский старец Гавриил о последних временах Реклама массового поражения Позвольте Богу вам помочь

VitAquaServis - бурение скважин на воду в Витебске и Витебской области

О вечном...: - Человек есть то, что он помнит»

Есть ли духовная польза от генеалогии — обсуждаем со священником Владиславом Мишиным

В последнее время изучение собственной родословной становится популярным. Отыскать как можно более древних предков и изобразить своё генеалогическое древо — это для многих вопрос престижа. Появился даже особый бизнес — подготовка и издание книг об истории той или иной семьи. 

Однако звучат и сомнения. Надо ли копаться в судьбах ушедших родственников? Что, если среди них обнаружатся, например, преступники или палачи? Как тогда с этим жить? 

А как с точки зрения веры? К священнику Владиславу Мишину, настоятелю храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Бибиреве, с этими вопросами мы обратились не случайно. У него немалый опыт исторических исследований. Он автор нескольких книг. Изучает и судьбы своих предков. А недавно в его руках оказался удивительный документ — дневники прабабушки из позапрошлого века.

Есть ли духовная польза от генеалогии — обсуждаем со священником Владиславом Мишиным

Родословие как проповедь

— Так что же, отец Влади­слав, важно ли православному человеку знать о своих предках? 

— Своими корнями, я убеждён, стоит интересоваться. Прежде всего потому, что это может быть глубоко назидательно. Если в роду были праведники, это внутренне нас поддерживает и налагает ответственность. Если же мы встречаем в своей родне людей оступившихся, то это повод помолиться за них, задуматься и о своей душе. Таким образом, и праведность, и греховность наших родственников может послужить одной цели — нашему спасению. 

— Но многие рассуждают иначе: со своими бы грехами разобраться, зачем отягощать себя возможным грузом из прошлого?

— Может, так жить проще, но не думаю, что это правильно. Человек есть то, что он помнит. Память составляет основу нашей личности. Чем богаче память, тем лучше. Я за сложность. 

У нас есть добрый пример: родословие Иисуса Христа, с которого начинается Евангелие. Мы видим, что в родо­словии Господа упоминаются, например, некоторые женщины, которые вели предосудительный образ жизни. И ещё какие-то персонажи, которые, по нашим, человеческим представлениям, вроде бы недостойны быть в родо­словии Богочеловека. Казалось бы, зачем? Но в этом есть глубокий смысл. Христос не гнушался родственниками. А родословие Господа нашего — это своего рода проповедь о том, что Бог стал человеком и пришёл в мир для грешников, а не для праведников. Именно родословие — одно из доказательств этого. И наша личная родословная может многое нам открыть. 

— А если открытия окажутся неприятными? 

— Всё зависит от того, что вы знаете о человеке. Конечно, если он был явным безбожником, глумился над верой, — это одна ситуация. Но чаще всего мы ничего не знаем наверняка. Отдельный факт биографии ещё не означает, что это была жизненная позиция. Важны сердечные намерения человека. Важно, как он умирал и как каялся. Но разве это узнаешь? Обычно нам известны лишь скупые факты, они не раскрывают жизнь души. По­этому наш долг — молиться за всех близких.

Кроме того, когда мы узнаём имена наших давних родственников, это помогает установить особые отношения с их святыми покровителями. Знаю по собственному опыту: святые, имена которых носили твои предки, становятся тебе ближе.

Бумаги для растопки оказались дневником

— Ваш личный опыт в этом деле обогатился недавно очень интересной находкой. Как это случилось?

— Это всё благодаря моей тёте — Наталии Юрьевне Шевелиной. Она обнаружила на даче в Екатеринбурге среди старых бумаг, приготовленных для растопки, записки моей прабабушки — Зинаиды Титовой. Она вела дневник в 1898-1899 годах, когда ей было 20 лет. Тётя расшифровала эти записи, сейчас мы готовим издание книги под рабочим названием «Букет левкоев».

— Откуда такое название?

— Это те цветы, которые мой прадедушка дарил моей прабабушке. Ведь в дневнике описан очень важный период их жизни перед женитьбой. Записи обрываются накануне свадьбы: на последних страницах говорится о пошиве подвенечного платья.

— Что произвело на вас особое впечатление при чтении дневника?

— То, как органично вплеталась в жизнь людей христианская вера. Отец моей прабабушки Зинаиды Титовой был управляющим у купцов Губкиных-Кузнецовых, владельцев крупнейшей в России фирмы по оптовой торговле чаем. Семья жила в Екатеринбурге вполне обеспеченно, хотя иногда московские хозяева требовали урезать расходы, и тогда прапрадед Степан Игнатьевич вводил режим строгой экономии. Так вот из записей двадцатилетней девушки видно, что православие для этих людей было естественной частью жизни в самых разных ситуациях. Каждое воскресенье они посещали Максимилиановскую церковь (Большой Златоуст) и Свято-Духовскую церковь (Малый Златоуст) — приходские храмы Титовых. Перед праздником Рождества вечером ложились спать не раздеваясь, а в час ночи шли на службу. А когда у прабабушки умер от чахотки брат Михаил, она описывает, как приглашали священника, как вся семья молилась. 

— А в истории её любви религиозные мотивы появляются?

— Ещё как! Зина описывает, как она познакомилась с Алексеем, моим прадедом. Он торговал там же, в Екатеринбурге, фарфором. Она рассказывает, как они встретились, как возникло и стало развиваться взаимное чувство. Так вот Алексей был из семьи старообрядцев, но ради невесты принял православие. Сказал ей: «Я тебя люб­лю, и теперь мы можем венчаться». Это был серьёзный шаг, возможно, ему пришлось пойти против воли родных. 

О чём расскажут исповедные ведомости 

— С чего начать тем, кто хочет заняться семейной генеалогией?

— Конечно, с разбора и систематизации семейных архивов, если они есть. Много интересного можно узнать у старших родственников. Не надо откладывать общение с ними: земная жизнь не вечна. 

— А церковные источники могут помочь?

— Конечно. До революции Церковь регистрировала всех родившихся, усопших, священники на приходах вели метрические книги. Сейчас в Центральном историческом архиве Москвы есть фонд Московской духовной консистории, там хранятся эти документы из разных храмов. Но далеко не все, потому что многие церковные архивы были разорены. И всё же можно искать. Есть ещё один источник — исповедные ведомости. Каждый православный в России должен был ежегодно причащаться Святых Христовых Тайн. И в каждом приходе составляли список всех членов семьи, которые шли на исповедь и к причастию. Если вы знаете, в какой храм ходили ваши предки, то по этим ведомостям можно проследить историю семьи. 

Беседовали Валерий Коновалов и Михаил Устюгов

----------------------------------------------
* - http://blagovest-info.ru/
index.php?ss=2&s=7&id=76745


25.05.2018


Seo анализ сайта ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss

^ Вверх